Актуальная статья
Русские в Киргизии: «Не бьют, но намекают, что мы - чужие...»
После апрельской революции в Бишкеке и июньской резни в Оше поток русских из Киргизии многократно усилился
Автор: Алексей ОВЧИННИКОВ
Источник: www.kp.ru
09/11/2010
Наши соотечественники уезжают из самой бедной страны СНГ в Россию, спасаясь от кровопролития и не веря в свое будущее на азиатской земле. Тем не менее в этой стране остаются несколько сотен тысяч русских. Наш корреспондент отправился в Киргизию, чтобы посмотреть, каково нашим соотечественникам, живущим в вечно революционной стране.
...С урожденным русским бишкекцем Володей мы познакомились еще в апреле, почти сразу после кровавой бойни у местного «Белого дома», из которого киргизы выгоняли президента Бакиева. Тогда он твердо решил покинуть «демократический» Кыргызстан. И как можно скорее. Но спустя полгода по-прежнему живет в Бишкеке и выглядит не таким встревоженным, как в апреле. Переезжать в Россию он передумал.
- А не ты ли в апреле орал: «Как они достали со своими революциями?!» - напоминаю ему.
- Орал, - признает Володя. - Но батя у меня с шабашки из Подмосковья вернулся, говорит: девчонки молодые прямо на улицах пиво из горла лупят. Правда, что ли?
Я признаю, что малолетки с пивом в руках давно у нас такое же обычное явление, как оппозиционер Лимонов на Триумфальной площади. Но все-таки не понимаю: как это может мешать переезду на родину?
- Дочке моей 15 лет... - раскрывает секрет Володька. - Сам видишь: в Бишкеке с пивом по улицам ходить не принято. Боюсь, там моя Сашка в компанию дурную втянется...
«ИЗМЕНА РОДИНЕ» ПО-КИРГИЗСКИ: ДЛЯ РУССКИХ - В 20 РАЗ ДОРОЖЕ
...У представительства российской ФМС в Бишкеке очередь человек двадцать. Тех, кто все-таки собирается уехать. Многие их предки попали в Киргизию еще по знаменитой реформе Столыпина. Тогда на освоение свободных земель сюда приехали тысячи крестьян из России. За это им давались подъемные. На этот раз Россия готова платить за возвращение своих сыновей...
- Это еще что! - глядя на людей у входа, говорят сотрудники ФМС. - У нас сегодня день неприемный, а так здесь настоящее столпотворение бывает, до сотни человек. Абсолютный рекорд был установлен сразу после
7 апреля 2010-го, когда случилась очередная «тюльпановая» революция. 297 человек за день приняли...
Каждый новый киргизский бунт лишь увеличивает число русских, мечтающих объединиться с родиной. Это подкрепляется и другими цифрами: за 9 месяцев относительно спокойного 2009-го в ФМС по вопросам переселения обращались 13 600 раз. За эти же девять месяцев 2010-го - 22 200.
- А что это у вас в очереди киргизов так много? - интересуемся.
- По закону о соотечественниках таковыми признаются все рожденные в СССР, - разводят руками посредники между переселенцами и новой родиной. - Они тоже чувствуют себя осколками большой империи под названием СССР.
Хотя, как оказывается, многие киргизы просто хотят себе российских пенсий, которые в разы выше местных (средняя пенсия в России - около 7800 рублей, в Киргизии - около 1600 в пересчете на рубли). Родное государство лишь потворствует им в этом. Закон гуманно прощает киргизов, решивших променять свою страну на нашу: после того как они официально отказались от гражданства Киргизии и стали «новыми россиянами», им дозволено снова стать гражданами Кыргызстана. Паспорта РФ, разумеется, остаются при них. Отдельно прописан и прейскурант на «измену родине»: чтобы перестать быть гражданином Киргизии, нужно уплатить в бюджет 100 сом (около 66 рублей). Это для киргизов. Для русских цена выхода ровно в 20 раз больше - 2000 сом... Смотреть телевизор, по которому местный госчиновник в очередной раз глаголит о равенстве всех народов в свободном Кыргызстане, становится как-то противно... Я выключаю его и отправляюсь в село Маевка, пригород Бишкека, по улицам которого в апреле ходили сотни пьяных киргизов, убивая турок и в открытую намекая русским: вы следующие...
«ДОЛЖНА БЫТЬ И У НАС СВОЯ ТЕПЛАЯ РОДИНА»
Маевка безмятежна. Хотя в прошлый мой приезд сюда, на следующий после апрельских погромов день, она напоминала растревоженный улей: турки и русские сидели на чемоданах, ожидая очередного прихода толпы. Мы идем в маевскую среднюю школу
, в которой только что закончился педсовет, и интересуемся обстановкой. Педсовет перерастает в новую фазу. Директор Клара Джиенбаева убеждает меня, что все теперь нормально и на дружбу народов никто не покушается...
- Что же нормального, когда тебе все время говорят «уезжай!», - возмущается одна из русских учительниц.
- Так уехали бы от греха подальше, - сочувствую я.
- Уехали бы, - соглашается половина педагогического состава. - Да вот дома продать не можем: цены на них резко упали. Местные ходят вокруг, улыбаются и в глаза говорят: «Зачем у вас их покупать? Как уедете, дома нам и так достанутся. Бесплатно...»
- А уж на Ошском рынке (главный рынок Бишкека. - Прим. авт.) нам постоянно на киргизском говорят «морда русская». Мы всю жизнь здесь прожили, понимаем язык...
- В России, где работает мой муж-турок, ему тоже постоянно говорят «морда турецкая», - вступается за киргизов еще одна учительница, турчанка по национальности. - Так что свои подонки есть везде.
- Ага. - Директриса, кажется, рада, что у нее нашлись единомышленники. - Когда русских тут было больше - при СССР, - нам все время говорили в автобусах: «Спустились чурки с гор». А мы не обижались и понимали, что так говорят неинтеллигентные русские. Прямого ущемления-то нет, так ведь, девчонки? - снова ищет поддержки у своих подчиненных нетитульной нации Клара Джиенбаева.
- В апреле все тоже со слов начиналось, туркам угрожали, - иронизируют в ответ те. - А потом от слов к делу перешли: теплицы их затоптали, дома сожгли, двоих зарезали...
- И что же вы не едете отсюда? - не понимаю я.
Женщины стихают.
- Узнавали мы про эту программу, - наконец выдает одна из них. - Предлагают переехать в заброшенные деревни, так что, думаем, там еще хуже будет. Здесь худо-бедно в туфлях по асфальту ходим, а там придется в калошах по грязи щеголять. Да и куда без денег поедешь?..
- А вы? - обращаюсь я к единственному мужчине на этом импровизированном педсовете. Он оказывается учителем русского языка, литературы и НВП Андреем Коптевым. Уж мужчина-то должен быть более решительным!..
- А я уже был там! - удивляет тот. - Пожил в России и вернулся сюда...
Русский учитель Коптев вместе с родителями уехал от киргизских «революционеров» еще в 90-х. Обосновались в Липецкой области. Свое хозяйство, коровы... Так получилось, что, сбежав от одной войны, киргизской, Коптев угодил на другую: девять месяцев прослужил в Чечне. Бог Андрея миловал: отслужил, получил «боевые»... Хотел было остаться в Липецкой области, но и здесь наткнулся на пролетарский принцип: богатый - значит, не прав. У Коптевых сожгли сено, а пшеницу облили керосином...
- В общем, плюнул я на все и сюда вернулся, - подытоживает учитель Коптев. - Жить можно. Климат опять же...
Женщины, услышав про климат, вдруг обнаруживают еще одно достоинство своей киргизской родины.
- Девчонки, представляете, в России помидоры под кроватью дозревают, - делится кто-то впечатлениями от своей недавней поездки к родственникам.
- Да ну?.. - не верят ей коллеги.
- Правда-правда! - клянется та. - Сама видела: срывают зеленые и под кровать на газетку...
Учительницы дружно закрывают тему межнациональной нелюбви, нахваливая мясистые помидоры, что произрастают на их огородах... Как оказывается, крепко может привязать русские души к киргизской земле какой-то овощ.
- Не все же русским холода осваивать, - тихо замечает кто-то. - Должна же и у нас быть своя теплая родина. Чем мы хуже евреев? Они из Израиля, несмотря на трудности и войны, не собираются, и мы пока останемся. А там посмотрим...
«НЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ СПЛОТИЛА, НО ВЕРА»
Едем в село Ленинское. Здесь в апреле тоже было неспокойно: пришлые с юга страны представители титульной нации, разгромив накануне Маевку, двинулись сюда, требуя от местных освободить «киргизскую землю». Но «Маевки-2» не вышло: казаки, объединившись с местными турками и киргизами, тотчас же организовали отряд самообороны в несколько тысяч штыков и лопат.
- И обязательно напиши, что киргизы из соседних сел нам помогали, - подсматривает в мой блокнот Петр Ялома, казак и по совместительству тренер по вольной борьбе. - Понимали, что если до нас доберутся, то и их рано или поздно погонят. С местными киргизами мы вообще нормально живем...
Русские в Ленинском вообще на особом статусе: они здесь держатся плотной группой, потому и ничего антирусского в Ленинском не слышали - за такое можно и плеткой по ушам огрести от патрулирующих село казаков.
- Мы же и казачество создали, чтобы объединить православных, - называет еще одну причину сплоченности Ялома и показывает на свежевоздвигнутый храм. - Не национальность нас объединила, но вера...
Вскоре к нам присоединяется начштаба казаков Роман Мостовой. Его родители уже 12 лет живут в Московской области. К ним же Роман недавно перевез ребенка. А сам остался в родном селе - держать оборону.
- Точное число не скажу, но уезжают наши отсюда потихоньку, - признает он и называет банальные в общем-то условия для русского исхода. Как оказалось, не только боязнь за свою жизнь толкает русских на переселение.
- В России в отличие от Киргизии есть все для нормальной жизни, если не бухать, конечно, - убежден он. - Во-первых, крепкая власть, а значит, стабильность. Потом - социалка, мои родители здесь копейки пенсии получали бы... А уж про медицину и говорить нечего. Вот недавно у сына знакомого болезнь печени обнаружили. Скинулись мы на его лечение в России (здесь такого не делают). Спасли пацана. А тут еще и выяснилось, что по какой-то там программе российское правительство возвращает деньги за операцию тем, кто становится гражданином РФ. Вот они там и остались. Хотя в Киргизии очень много русских, которые давно сменили гражданство на российское. Формально их нет, но они есть... Самые удачливые купили жилье ТАМ, а продолжают жить ЗДЕСЬ, как на даче. Не трогают вроде. Киргизы сами по себе добрый народ, но уж очень легко внушаемый...
- Киргизский национализм существует, но он по большей части носит бытовой характер, - убежден профессор Киргизско-Российского славянского университета имени Б. Н. Ельцина (да-да, есть такой!) Александр Кацев. - Если бы в 90-е дали по рукам тем, в честь которых сегодня названы улицы в Оше (бывшие местные коммунистические секретари, перековавшиеся после обретения Киргизией независимости в националисты), ничего вообще бы не было. Но безнаказанность породила новые погромы. Русских начали потихоньку выдавливать, потому что пробиться никуда нет возможности: все начальство - киргизское. Хотя в тихие годы число русских, уехавших отсюда и вернувшихся сюда, было одинаковым. Потому что менталитет русских в Тамбовской или Рязанской областях отличается от менталитета местных русских. Да и основной конфликт здесь все-таки между русскоязычными киргизами и киргизами, спустившимися с гор. И я уверен, что отток русских прекратится. При условии отсутствия революций... И резни, конечно, что в Оше были...
И, распрощавшись с профессором, я отправился в Ош. Город, в котором этим летом произошли самые жуткие межнациональные погромы, закончившиеся реками крови... Как там себя чувствуют русскоязычные осколки былой империи?
«ЭЙ, РУСАКИ! ПОДХОДИ, НЕ ЗАРЕЖУ!»
...В Оше - как в обычном южном городе: так же тепло и суматошно. Словно и не было в этих краях безумной резни в июне этого года. Киргизы тогда с азартом резали и жгли узбеков. Узбеки отвечали тем же...
Ларьки на центральном рынке города украшены надписями «Кыргыз». Они остались нетронутыми. Помеченные контейнеры чередуются со сгоревшими: их хозяевам не повезло: они оказались узбеками, а значит, виновны в киргизских бедах. Сколько всего полегло в тех событиях, сказать сегодня не может никто: официально число жертв на юге - чуть больше 400. Узбеки говорят как минимум о трех тысячах пропавших без вести соплеменников. Киргизы в ответ утврждают, что исчезли почти тысяча их сородичей.
Узбеков на рынке - считанные единицы. Славян - еще меньше. С одним из них, пенсионером дядей Женей, мы разговариваем, проталкиваясь между овощными рядами.
- Эй, русаки! - внезапно кричит кто-то рядом. Дядя Женя втягивает голову в плечи. - Да подходи, не зарежу! - уже ржет тот же голос. Оказалось, что таким макаром нас подзывает к себе киргиз, стоящий здесь, чтобы поменять свои дыни на замусоленные купюры. Шутки у него просто такие...
- Бог знает, что у него на уме, - осторожничает дядя Женя.
Акылбек, тот самый торговец, в это время дарит мне дыню и обижается на моего нового знакомца:
- Ты видел, чтобы хоть одного русского тогда тронули? Нет! Потому что они наших детей учат и в политику не лезут.
- А если полезут? - спрашиваю.
Акылбек некоторое время молчит. И вскоре выдает:
- Лучше не надо. Целее будешь...
- И здесь он прав, - говорит дядя Женя. - Мы и не лезем никуда. Киргизам же все время крайний в их бедности нужен. Узбеков перебьют - или за дунган (местная народность. - Авт.), или за нас возьмутся... Живем, словно временные жильцы в коммунальной квартире - не бьют, но все время намекают на то, что чужой. А в любой момент могут обвинить, что это мы сосиски из их кастрюльки сперли, хотя никаких сосисок и не было вовсе...
Ближе к вечеру мы с местным журналистом идем в гости к русской женщине Ларисе Кузнецовой, когда-то библиотекарю, а сегодня - создателю одной неправительственной организации (НПО). По пути нам попадается старый знакомый коллеги. «Виктор Вьюгин», - представляется он и с ходу начинает делиться новостью:
- Вчера звонили, сказали: все, собирайся, максимум через год тебя из Киргизии заберем! Работу обещают, дом, машину!
- Это новая программа переселения у нас такая? - удивляюсь я количеству свалившихся на него благ.
- Не у вас, а у нас, - подрезает меня Виктор Вьюгин. - Немец я!
«ДОЧЕРИ НАДО ЗАМУЖ. В РОССИЮ»
Как человек, проживший в этом кусочке Азии почти четверть века, русская женщина Лариса встречает нас зеленым чаем. Она нисколько не выглядит угнетенной и оскорбленной. Рассказывает, что недавно ей как представителю НПО поступила заявка на открытие школы русского языка в Оше: работать киргизы хотят в России, и незнание языка сильно осложняет им жизнь.
- Мы в основном заняты в интеллектуальной среде, поэтому не составляем местным конкуренции, - вставляет мой ошский коллега.
- Как ни странно, мы почувствовали свою нужность местным в разгар июньской резни, - вспоминает Лариса. - Мы оказались востребованы. Один из бишкекских политиков тогда гуманитарки собрал целый самолет. И искал для ее распределения именно русских. Потому что был уверен, что только русские разделят эту помощь справедливо между киргизами и узбеками. А дальше...
...А дальше прилетел тот самый самолет. Но разгружать 40 тонн гуманитарного груза местные, засыпающие на ходу после бессонной ночи сплошного мародерства, отказались. И нескольким русским женщинам пришлось это делать самостоятельно. Вместе с небольшим отрядом бишкекских эмчээсников.
- Обидно, - рассказывает Лариса. - Ведь для них все это было...
Лариса машет рукой и рассказывает об очередном своем достижении: выполненном заказе временного правительства Киргизии на проведение в школах Оша уроков толерантности. Она убеждает меня в важности процесса.
- Получилось, - спрашиваю, - дружбу народов детям привить?
- Как сказать... - Входит в комнату ее дочь, школьный учитель. - Мы рассказывали им об уважении к культуре других народов, толерантности, но для кого - не совсем понятно. Русских практически нет, а узбеки уехали, в классе - одни киргизы. Друг друга они и так не трогали...
Мы запиваем разговоры чаем, а Лариса все убеждает меня, как неплохо ей тут живется: русских не трогают, работу для себя она нашла, с квартирами для русских проблем нет - сбежавшие узбеки сами звонят и предлагают пожить в их квартирах совершенно бесплатно, лишь бы киргизы не захватили. И в очередной раз клянется, что готова жить здесь до скончания веков.
- А дочь того же мнения? - киваю я.
- А вот дочь я хочу отправить отсюда! - Резко просыпается в ней родительский инстинкт.
- Как же так? - удивляюсь. - Ведь тихо, спокойно, русских не трогают...
- Ей замуж надо, - тихо говорит Лариса.
- Ей замуж надо, - уже жестче повторяет она. - В Россию. Здесь она себе кандидатов не найдет. Как мать говорю...
ЦИФРЫ
Русские в странах СНГ и Балтии
--------------------1989----------1999 - 2002----------Убыль, %
Украина ...........11 356..............8334,0................-26,6%
Казахстан ..........6228...............4479,6................-28,1
Узбекистан ........1653...............1362,0................-17,6
Беларусь ...........1342...............1141,7................-14,9
Латвия ................906.................703,2................-22,4
Кыргызстан .........917.................603,2................-34,2
Эстония ..............475.................351,2................-26,1
Литва ..................344................219,8.................-36,1
Молдова .............562.................198,1................-64,8
Туркменистан ......334.................156,8................-53,1
Азербайджан ......392.................141,7................-63,9
Таджикистан .......388..................68,2.................-82,4
Грузия ................341..................67,7.................-80,1
Армения ...............52..................15,0.................-71,2
По данным Института этнографии и антропологии РАН.
КАК УХОДИЛИ РУССКИЕ
(тыс. человек, проживающих на территории Киргизии)
1989 -- 916,5
1999 -- 603,2
2000 -- 593,3
2001 -- 574,2
2002 -- 552,8
2003 -- 530,7
2004 -- 516,7
2005 -- 502,5
2006 -- 485,7
2007 -- 471
2008 -- 456,4
2009 -- 419,6
2010 -- Официальных данных пока нет. По оценкам независимых экспертов, число русских в Киргизии сегодня не превышает 370 тысяч...